Где лучше покупать недвижимость в Албании: топ интересных курортов
О пятерке лучших курортов Албании для приобретения недвижимости мы писали еще десять лет назад. Тогда в топе были Дуррес, Влёра, Саранда, Шенджин и курортная зона с красивым названием Ривьера цветов. За эти годы страна пережила заметную трансформацию – инфраструктурный и туристический бум и, как следствие, приток иностранных инвестиций. Как на фоне этого изменился рынок недвижимости (и изменился ли вообще) – узнали у ведущего специалиста по недвижимости компании Albania Expert Татьяны Баллиу.
Над материалом работали:
Курорты Албании: что изменилось за десять лет
Татьяна Баллиу Albania Expert
Когда в 2014 году мы готовили материал о топовых курортах Албании, мы говорили о каждой локации отдельно. Сегодня объективнее рассуждать о курортах в целом – из-за комплексного подхода властей к их преобразованию.
За последние десять лет цены на недвижимость вдоль всего побережья выросли в два – четыре раза. Наиболее востребованными и дорогими по-прежнему остаются центральные набережные курортных городов, но с одной важной оговоркой: все они полностью преобразились.
Если раньше это были простые, построенные еще в социалистическом прошлом променады, то сегодня это современные европейские набережные с продуманной инфраструктурой. Особенно масштабные изменения коснулись Дурреса и Влёры, где набережные продлили на 15–20 км, обустроив широкие прогулочные зоны и общественные пространства, велодорожки, зоны озеленения. Яркое преображение заметно и в компактной Саранде, где набережную обновили полностью.
Набережная Влёры, Албания
Это не только повысило привлекательность городов для туристов, но и значительно усилило интерес инвесторов к местной недвижимости.
Цены на недвижимость в Албании: где самые дешевые квартиры
Сегодня центральные набережные предлагают круглогодичную инфраструктуру, и цены здесь соответствующие: новостройки на первой-второй линии продаются по €1,9–3,5 тыс. за кв. м. Чем дальше от моря, тем дешевле.
На вторичном рынке порог входа составляет €45–55 тыс. за студии; за однушки просят еще больше. Для сравнения, в 2014 году цены на первой линии стартовали от €18–20 тыс.
Самыми доступными вариантами по-прежнему остаются относительно удаленные локации, например за автострадой в том же Дурресе, на третьей линии и далее во Влёре и в верхней части гористой Саранды. В 2014 году такие объекты стоили €400–450 за кв. м, к 2020 году цены поднялись до €650–750. Сейчас же минимальная стоимость квадратного метра – €1 тыс.
Эксперт отмечает, что до 2020 года пустующие новостройки в прибрежных городах даже вызывали обеспокоенность у местных властей. Однако сейчас спрос есть даже на удаленные объекты, и наметилась такая тенденция после пандемии.
Дело в том, что Албания одной из первых в Европе открылась после ковидных ограничений, и это спровоцировало настоящий туристический бум, который и по нынешнее время не идет на спад, а лишь набирает обороты.
Татьяна Баллиу Albania Expert
Тогда страна внезапно привлекла внимание соседей-европейцев, и началось активное развитие инфраструктуры: строительство дополнительных международных аэропортов, развязок, туннелей, предлагающих удобную альтернативу горным серпантинам, реализация проектов запуска скоростных поездов, открытие цепочек всемирно известных отелей и местных четырех-пятизвездочных гостиниц по всему побережью и т. д., что вкупе повлекло увеличение турпотока на 20–25% ежегодно.
Так, в первом квартале 2025 года, по данным ООН, Албания заняла первое место в Европе по количеству въездов иностранных туристов, что составило +136% по сравнению с 2019-м.
Кроме того, расширяют свое присутствие авиакомпании, на рынок выходят новые перевозчики, добавляются десятки рейсов каждый год. Всё это привело к тому, что в 2024 году иностранные инвестиции в недвижимость выросли на 17% по сравнению с предыдущим годом, по данным ЦБ Албании.
Логично, что если раньше первую-вторую линию можно было взять дешево (€20–30 тыс.), то вглубь никто и не уходил. Время прошло, и начали покупать подальше.
По словам Татьяны Баллиу, начиная с 2020–2022 годов и по сегодняшний день активно скупают вообще всё, что есть на побережье, даже в отдалении. Благодаря развитию внесезонной/круглогодичной инфраструктуры людей не пугает условная автострада на пути к пляжу или более удаленный от центральной набережной район, потому что до моря можно дойти пешком по мосту, доехать на транспорте…